По данным издания «Коммерсант» продажи бизнес-литературы с начала 2024 года увеличились на 10 %. Причем креативная сфера и бизнес стали больше доверять российским авторам, рассчитывая на максимальную приближенность публикуемой информации к текущим экономическим реалиям внутри страны.  

Если приводить разбивку по категориям, то в тройку лидеров вошли издания по антикризисному управлению, эффективной коммуникации и маркетинговому продвижению. Правда ли, что профессиональная литература необходима, каких авторов можно почитать — расскажем в статье.    

Существуют ли книги для маркетологов

Да, изданий сейчас очень много для тех, кто только начинает карьеру и для настоящих профи в маркетинге. Есть художественные, из которых можно почерпнуть идеи для рекламы, и научные, основанные на результатах многолетних исследований.

Кроме тематической, можно найти труды по психологии, рассказывающие о факторах, побуждающих человека совершать те или иные действия. Они не имеют прямого отношения к маркетингу, но могут быть полезны при разработке стратегий продаж, сегментирования целевой аудитории; отборе критериев для поведенческой аналитики и выявления методов управления спросом. 

Что можно прочитать

Начнем с классики книг для маркетологов. Понять алгоритмы взаимодействия с целевой аудиторией, изучить основные операционные функции можно почитав авторов:

  • Эла Райса и Джека Траута, основателей концепта брендинга — чтобы понимать, как концепт позиционирования продукта влияет на популярность, как одержать победу над конкурентами, изучив основные стратегии; 
  • “Маркетинг Менеджмент” Филипа Котлера — для получения фундаментальных операционных знаний — часто критикуется, как устаревшая, но именно Котлер собрал информацию, систематизировал и создал маркетинговую науку;
  • Роберта Чалдини, чтобы узнать о техниках убеждения и манипуляций, стоит применять их на практике или нет решать вам, но рассматриваемые приемы, методики с подробным описанием действительно заслуживают внимания.

А также Ива Пинье, Александра Остервальдера, рассказывающих, как разрабатывать ценные предложения. Тезисы из «Разработки ценностных предложений» растиражированы и переведены в статус шаблонов. Но только в книге даны понятные алгоритмы, как связаны товар и покупатель.

Стоит выделить

Отдельно нужно рассказать об узкоспециализированной литературе, например:

  1. «Продавая незримое» Гарри Беквита, в которой автор рассказывает о том, как правильно рекламировать, продавать услуги. Эта тема если и упоминается в образовательных программах, то вскользь. Поскольку упор в обучении делают, в основном, на все, что связано с товарами. Прочитав труд Гарри Беквита, можно узнать о позиционировании, упаковке, методах взаимодействия с клиентом на всех этапах – от презентации до сделки, сопровождения. 
  2.  «Как растут бренды», авторства Байрона Шарпа, в основе которой десятилетние исследования поведения покупателей, дающие ответы на вопросы: правда ли, что товар с узнаваемым лого на упаковке автоматически получает преимущество; на что делать ставку при разработке нового продукта – на уникальность или универсальность; и найти объяснение почему дешевле привлекать новых клиентов, чем пытаться «разбудить спящих». 
  3.  «Взлом маркетинга» Фила Бардена — рассматривает нестандартный подход, утверждая, что прибыль увеличивают не заранее запланированные, а импульсивные покупки. Автор дает практические советы, как использовать нерациональность покупателей.
  4. 4. «Digital-маркетинг» Владимира Давыдова, Михаила Федорова, Андрея Гаврикова — издание от основателей группы Комплето о методиках, стратегическом планировании, преимуществах внедрения инноваций. А также о том, как принципы измерения результата влияют на корректировку тактики и принятие бизнес-решений. 

Для тех, кто занимается диджитал-продвижением полезна будет «Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей» Бена Ханта. В которой даны простые методы совершенствования сайта и техники, превращающие пользователей в постоянную аудиторию. По сути, это сборник понятных инструкций с краткой предысторией и рекомендациями по применению. 

Важно ли читать профессиональную литературу?

Конечно да, но при условии, что у читателя есть твердая база фундаментальных знаний. Тем, кто еще не очень разбирается как применять воронки продаж, зачем нужна сегментация ЦА и как работать с инструментами продвижения, лучше начинать с учебников. Или пройти курсы профпереподготовки, на которых преподаватели объяснят, как все устроено и не дадут запутаться в определениях.

А вот для профи тематическая литература нужна обязательно, поскольку позволяет отыскать новые инструменты, посмотреть на продвижение товара со стороны потребителя, лучше понять целевую аудиторию. Расширить кругозор и получить вдохновение. Рассмотреть свои проекты под новым углом и, возможно, найти лучшее решение.