Цифровой маркетинг появился относительно недавно. И маркетологи регулярно разрабатывают новые стратегии, чтобы улучшить продвижение бизнеса через интернет. Если в первые годы онлайн-маркетинг был малоэффективен, и компании предпочитали более традиционные методы, чтобы рекламировать продукцию и повышать узнаваемость бренда, то теперь редко какой бизнес обходится без взаимодействий с интернет-маркетологами.
Каждый год интернет-маркетинг предлагает более усовершенствованные методы проведения рекламных кампаний, которые меняются с совершенствованием цифровых технологий. И только, казалось бы, что маркетологи изучили digital marketing вдоль и поперек, как появляются новые маркетинговые стратегии, которые полностью меняют представление об онлайн-продвижении. Поэтому интернет-маркетологам приходится постоянно обучаться, чтобы быть в курсе маркетинговых тенденций. Какие тренды интернет-маркетинга появились в 2024 году и что по прогнозам стоит ждать в 2025 – тема этой статьи.
Что было популярно в 2024
За последний год стал особенно заметен рост развития искусственного интеллекта. И если в начале года нейросетями пользовались только для подготовки плана маркетинговых кампаний и поиска новых идей, то теперь ни один интернет-маркетолог не обходится без помощи искусственного разума для решения повседневных задач. К примеру, в прошлом году завирусился DALL-E. Этот инструмент способен генерировать изображения в разных стилях по текстовым подсказкам. Интернет-маркетологи стали использовать нейросеть для иллюстрации блогов вместо стоковых фото.
Еще одно отличие диджитал-маркетинга 2024 г. – сокращение времени видеоконтента. Если раньше заходили ролики продолжительностью до получаса, то теперь в тренде рилсы, шорсы, короткие видео в TikTok. Специалистам по цифровому маркетингу требуется емко освещать информацию о бренде, продуктах или услугах в видео продолжительностью не более пары минут. Особенно такой формат заходит молодой целевой аудитории.
Неожиданно в 2024 «выстрелили» подкасты. Их популярность обусловлена изменением потребительских предпочтений. Все чаще пользователи стали совмещать прослушивание информации с другими занятиями. Подкасты часто слушают во время работы, поездки, занятий спортом или домашними делами.
В чем плюсы подкастов как маркетингового инструмента:
- возможность подробно донести информацию до аудитории;
- длительное удержание внимания;
- высокая вовлеченность потенциальных клиентов;
- небольшой бюджет рекламной кампании;
- ощущение доверительного общения.
В 2024 году увеличились инвестиции и в нативную рекламу. В отличие от традиционного маркетинга, который направлен на привлечение внимания к бренду, нативка плавно встраивается в контент, и пользователь даже не замечает, что узнает о новом для него продукте. Согласно статистике предыдущего года, потребители на 50% чаще просматривают нативную рекламу, чем стандартную.
В 2024 г. особую популярность приобрела нативка через инфлюенсеров. Раньше такой способ рекламы был довольно простым. Известные блогеры продвигали определенные товары в своих блогах. Однако многие пользователи уже осведомлены о таком маркетинге и перестали доверять даже своим кумирам.
Инфлюенсеры в соцсетях – это теперь отдельная профессия. Блогеры, рекламирующие товары и услуги, интересно умеют рассказывать о новых продуктах, проводят конкурсы, раздают призы. В результате пользователи и не подозревают, как оказываются вовлечены в маркетинговые стратегии. Более популярными для рекламы становятся микроинфлюенсеры. Блогеры с аудиторией до 50 тысяч подписчиков вызывают у пользователей больше доверия, а вложения в рекламу при этом оказываются минимальными.
Еще одна тенденция интернет-маркетинга, активно развивающаяся в 2024 г., – омникальность. Благодаря развитию IT-технологий стало проще синхронизировать все точки контактов компании с клиентами. Например, покупатель случайно видит товар в соцсетях, переходит на сайт компании, уточняет детали у менеджеров в мессенджере или через чат-бота, а завершает покупку в офлайн-магазине. При этом система автоматически учитывает все его предыдущие действия.
Все тренды 2024 года
Под влиянием изменений технологий меняется и диджитал-маркетинг. Те методы, которые работали раньше, устаревают и появляются новые более результативные способы. Каждый специалист по цифровому маркетингу учиться применять новые стратегии в работе.
Главные тренды digital marketing уходящего года:
- генерация контента искусственным интеллектом;
- автоматизация рекламных кампаний;
- прогнозирование поведения пользователей с помощью инструментов нейросетей;
- внедрение AR-технологий (например, примерка одежды с помощью дополненной реальности);
- работа с микро- и наноинфлюенсерами;
- оптимизация под поисковые сниппеты и голосовые ассистенты;
- доминирование короткого видеоконтента и подкастов.
Многие тенденции интернет-маркетинга продолжили развиваться, но некоторые стратегии остались в прошлом. Из-за изменений в поведении аудитории, ужесточения требований к прозрачности маркетинговых кампаний и развития цифровых технологий в 2024 г. маркетологам пришлось отказаться от устаревших способов интернет-рекламы.
Например, массовые почтовые рассылки стали малоэффективными, поскольку такие письма часто попадают в спам и не доходят до адресатов. Кроме того, пользователи стали игнорировать рекламные рассылки и отправлять письма в корзину, даже не открывая их.
Также перестал работать кликбейт. Согласно соцопросам, громкие названия с содержимым текста, который не соответствует заголовку, только раздражают читателей. И они игнорируют такой контент. А поисковые запросы стали понижать рейтинг кликбейк-статей и даже блокировать авторов, если поступает много жалоб. Так что больше не работают заголовки в стиле: «Вы не поверите, что случилось с N, который попробовал наш продукт! Все в шоке!».
Малоэффективным стал подход, ориентированный на прямые продажи. Социальные сети и маркетплейсы разрушили барьеры между продавцами/исполнителями услуг с покупателями/клиентами. Потребители доверяют больше тем компаниям, которые общаются с аудиторией, отвечают на комментарии, дают рекомендации, оперативно решают технические проблемы и отчитываются перед аудиторией о проведенной работе.
К 2024 году маркетологи практически полностью отказались от скрытой рекламы. Пользователи научились определять рекламные продукты даже по тембру голоса блогеров. Компании, которые пытаются интегрировать незаметно рекламу в контент, быстро теряют доверие аудитории.
Что ждет интернет маркетинг в 2025
Развитие IT-технологий происходит настолько стремительно, что предсказать будущее диджитал-маркетинга по силам только воображению фантастов. Ни один аналитик с точностью не может сказать, как изменится цифровая реклама за следующий год. Однако все же у специалистов есть свои версии. Если маркетологи вовремя возьмут на вооружение новые тенденции, то смогут успешней разрабатывать действенные рекламные стратегии.
Новый уровень персонализации
Цифровой маркетинг и в прошлые годы стал более узконаправленным, но в 2025 г. персонализация станет более адресной, заточенной не под ЦА, а под каждого конкретного пользователя. В прошлом реклама была ориентирована на группу людей, которые могут быть заинтересованы в продукте, теперь же с помощью ИИ и аналитики данных будут учитываться предыдущие действия пользователя с целью прогнозирования поведения в будущем. При этом конфиденциальная информация потребителей останется такой же защищенной.
Рост голосового маркетинга
Уже в этом году замечен рост популярности голосовых помощников. По прогнозам в будущем они будут только развиваться. Так же как SEO сегодня, в 2025 г. станет важной частью цифрового маркетинга оптимизация голосового контента для привлечения потребителей. Например, умная колонка поможет провести сравнительный анализ продуктов разных производителей, рассказать о преимуществах и недостатках каждого из них, назвать актуальные цены и даже заказать товары или услуги.
Изменения форматов контента
В 2024 г. рекламные ролики стали максимально короткими. В будущем по прогнозам планируется внедрять активные инструменты коммуникации. Например, могут набрать популярность интерактивные шоу с элементами геймификации или возможностью зрителей влиять на ход событий в реальном времени.
Более доступной станет и виртуальная реальность. Уже сейчас на некоторых онлайн-платформах можно примерить одежду, не выходя из дома, подобрать прическу или макияж, посмотреть, как впишется шкаф или диван в интерьер. Но в будущем бренды смогут создавать интерактивные выставочные залы с возможностью тестировать продукцию в 3D. Это уже новый уровень в работе интернет-маркетологов, которым придется выйти за рамки визуального и звукового контента, чтобы создавать мультисенсорные впечатления от бренда.
Углубление в работу с микроданными
Времена, когда дети смотрели рекламу алкогольной продукции в рекламных паузах посреди мультфильма, а взрослые узнавали, сколько новых вкусов в жевательных конфетах и какие новые наряды появились у кукол, давно уже прошли. Реклама теперь точно настраивается на целевую аудиторию.
Но в будущем интернет-маркетологи начнут уделять больше внимания конкретным данным о пользователе, чтобы узнать о его повседневных привычках и адаптировать рекламные предложения под конкретные моменты. Например, утром может прийти предложение посетить ближайшую кофейню, чтобы попасть на счастливый час и выпить кофе со скидкой. Или приложение напомнит о покупке товаров, которые заказываются через определенное время.
Чтобы применять в разработке маркетинговых предложений микроданные, потребуется внедрение сложных систем анализа данных и работа интернет-аналитиков. И если небольшим компаниям такие перемены пока не по силам, то крупные бренды смогут воспользоваться этим преимуществом для максимально персонализированного маркетинга.
Развитие искусственного интеллекта
И в 2024 искусственным интеллектом уже никого не удивишь. Но не стоит забывать, что искусственный разум пока что находится на нижней ветви развития, и ему есть еще куда расти. Более точными и адаптивными станут тексты, изображения, инфографики. Генеративные модели смогут задавать тон общения, близкий не к целевой аудитории, а к конкретному клиенту, исходя из его предпочтений, поведения в соцсетях, поисковых запросов. Например, в 2025 году возможно появление систем, которые будут предлагать рекламу в зависимости от времени суток, местоположения и последних действий пользователя в интернете.
Популяризация интерактивного B2B-маркетинга
Взаимодействия между предпринимателями уже давно вышли за рамки традиционного маркетинга и переместились в цифровую среду. В 2025 г. ожидается еще большая трансформация. Продвинутые аналитические системы предскажут потребности корпоративных клиентов на основе их предыдущих действий, финансовых возможностей, рыночной ситуации. Маркетологи будут учитывать при разработке делового предложения не только интересы потенциальных партнеров, но и профили конкретных лиц, принимающих решения, например, финансового директора или руководителя отдела закупок.
Итоги
Если судить по 2024 г., в будущем интернет-маркетинг ожидают новые изменения. В распоряжении интернет-маркетологов окажутся более мощные инструменты, однако и возникнут и новые препятствия, нацеленные на прозрачность рекламы и повышение доверия потребителей. Чтобы разрабатывать эффективные стратегии и помогать компаниям развивать свой бизнес, интернет-маркетологам необходимо не только следить за трендами, но и вовремя обучаться работе с новыми инструментами.