Наверное, никто не будет спорить с утверждением, что сейчас продвижение в сети – самое эффективное решение для бизнеса, вне зависимости от масштаба, вида деятельности.  Цифровая среда дает охваты, позволяющие донести информацию до целевой аудитории способами, методами, адаптированными под любую категорию пользователей. А где и как правильно размещать рекламу, чтобы увеличить продажи, повысить привлекательность бренда, какие меры принять, чтобы удержать постоянных клиентов, знает интернет маркетолог. Это перспективное направление с пока невысокой конкуренцией и хорошей оплатой труда.

Есть ли карьерный рост

Да, как и в любой сфере. В интернет маркетинге минимум 9 специализаций, в каждой из которых можно реализоваться. Главное – выбрать для себя направление, в котором будет интересно расти, развиваться

Для справки – все больше организаций чаще ищут узких специалистов, а не универсалов. Причина в том, что сотрудник, который может написать сео-оптимизированный текст, настроить таргет и уложиться в дедлайны быстро выгорает. Теряет креативность, становится невнимательным к деталям.

 Как развиваться

В целом, специфика самой профессии подразумевает постоянное развитие. Поскольку диджитал сама по себе динамичная отрасль. Тренды сменяют друг друга – что было популярно вчера, считается устаревшим уже через пару недель. И за этими изменениями нужно следить. 

Еще пару лет назад нативные посты-рекомендации у блогеров с миллионной аудиторией были почти гарантией высоких продаж. И на закупку тратились огромные бюджеты. Сейчас – это всего лишь один из каналов в комплексной стратегии продвижения. 

Чтобы быть на шаг впереди стоит:

  • изучать истории крупных брендов ;
  • анализировать конкурентов;
  • исследовать, что хочет получить ЦА (опросы, инструменты отслеживания поведения пользователей на сайте в помощь).

И главное условие для развития, карьерного роста интернет маркетолога – сохранять интерес к своему делу. Осваивать смежные сферы — так получится не выгореть из-за однотипных задач и получить дополнительные навыки, которые можно указать в резюме. 

Что необходимо для роста

Непрерывное обучение. Например на:

  • курсах повышения квалификации;
  • тренингах, вебинарах – сочетающих учебу, общение, обмен идеями;
  • профильных конференциях – обзор тенденций и перспектив.

Программа минимум — отслеживать тренды, быть в курсе профильных новостей, изменений. Читать профлитературу, не бояться применять новые подходы. Поскольку стагнация, стабильность для маркетинга – это зло. Сфера быстро развивается и тот, кто действует привычными методами рискует оказаться в аутсайдерах. 

Неточности в планировании, плохая аналитика, некачественный контент в лучшем случае приведут к финансовым потерям (спущенный впустую бюджет на провальную рекламную кампанию), в худшем — к падению продаж продукта бренда. 

 Дело в перенасыщении рынка, высокой конкуренции, требовательности потребителя. За внимание покупателей сейчас нужно бороться, привлекая нестандартным подходом к презентации продукта. Значение имеет все – качество текста, фото-, видеоконтента, юзабилити и даже шрифт. 

Какие навыки нужны

Начнем с того, что специалисты по диджитал-продвижению не берутся ниоткуда. Для понимания, как, для кого продвигать товар, услугу, необходимы знания. Возможно, в СЕО, копирайтинге. Начать совсем без опыта реально, но будет намного сложнее. Из списка навыков будет понятно, почему. Итак, базовый набор hard skills включает понимание:

  • классических маркетинговых терминов, например, что такое целевая аудитория, покупательская психология, позиционирование и сегментация; 
  • оптимизации, настройки контекстной рекламы, таргетинга – SEO, SEM, SMM;
  • инструментов веб-аналитики, основ копирайтинга, дизайна;
  • основ программирования на HTML, CSS;
  • принципов бюджетирования;

А также умение работать с любым контентом. Как минимум пользоваться ПО для обработки фото, монтажа видео. Нет, это не значит, что один человек будет сам писать код, заниматься его наполнением. Но ему придется взаимодействовать с командой программистов, дизайнеров, копирайтеров. Планировать бюджет, ставить задачи копирайтерам, таргетологам, дизайнерам, фотографам, монтажерам и оценивать результат. 

Что до soft skills, то один из главных – развитые коммуникативные навыки. Разговаривать придется много — вести переговоры, планировать, координировать работу команды, взаимодействовать с фрилансерами. Кроме этого нужно:

  • уметь убеждать;
  • знать отраслевое законодательство, как минимум закон о рекламе;
  • помнить об этике и при стратегическом планировании, и при подготовке контента (неуместная шутка, игра слов могут стать причиной отмены и серьезных репутационные, финансовых убытков);
  • учиться находить компромиссы и решать конфликтные ситуации;
  • быть любопытным, интересоваться отраслевыми трендами;
  • брать ответственность за результат каким бы он ни был;
  • отстаивать свое мнение.

О последнем пункте стоит рассказать подробнее. Здесь речь не о споре, а о донесении до клиента информации, как эффективно продвигать товар, услугу для конкретной ЦА. Объяснении причин почему «идеальный» в понимании заказчика план может не сработать. 

Карьерная лестница

В интернет-маркетинге, балансирующем на стыке аналитики, точных расчетов и творчества, грейды очень размыты. Поскольку нет четких требований к компетенциям (многое зависит от работодателя), стажу, уровню образования. В профессию можно зайти без опыта. Например, устроиться помощником СММ-щика.

Если говорить о должностях и пропорциональном грейду увеличении зарплаты, то:

  1. Стартовая позиция – стажер, которому доверяют составление отчетов, поиск информации в сети, сбор аналитики и ведение соцсетей. Уровень зарплаты, в общем, соответствует списку обязанностей и составляет 20-40 тысяч рублей. В крупных городах оклад больше, в среднем, 60000 рублей.
  2. Второй уровень – мидл, который принимает участии в проектах, анализирует показатели конверсии, сам готовит контент к публикации. Уровень зарплаты в зависимости от региона, компании – от 70000 до 120000 рублей
  3. Руководители отделов – разрабатывают рекламные кампании, взаимодействуют с клиентами, набирают сотрудников и координируют работу команды. Создают репутацию бренда, оптимизируют бюджеты. Зарабатывают от 100000 рублей. 

Но чтобы продвигаться по карьере, необходимо сначала занять первую ступень –устроиться на работу. Для поиска хороши любые варианты — от сайтов с вакансиями, до опроса друзей, знакомых. Может быть, в компаниях, где они работают, как раз требуется стажер.  

Если цель – оффер от конкретной организации, можно подготовить для нее принципиально новый план продвижения, написать серию постов для соцсетей, позволяющих взглянуть на продукт по-новому. Составить прогноз, как это повлияет на продажи и почему. В качестве вводных данных взяв открытые данные из сети – сайты, соцсети. Готовый проект прикрепите к резюме, честно указав, что опыта нет. Вполне вероятно, что рекрутер оценит нестандартный подход к составлению отклика и заинтересованность в вакансии.

Где лучше во фрилансе или в найме – тоже серьезный вопрос. Если нет опыта и финансовой подушки безопасности, которая позволит продержаться на плаву в период поиска постоянных заказов, лучше начать с найма. Пара месяцев стажировки, с решением реальных задач даст больше, чем 4 года лекций в ВУЗе. Кроме этого освойте тайм-менеджмент, научитесь работать в команде. Бонусом — стабильный оклад и график 5/2, пусть часто и с ненормируемым количеством рабочих часов. 

На себя работать сложнее. Чтобы платить налоги и разбираться в юридических тонкостях при заключении договоров с клиентами придется параллельно изучать законодательство и бухгалтерию. Стресса добавляет постоянный поиск заказов, вечно горящие дедлайны. Поэтому уходить в свободное плавание лучше, когда обрастете связями и всему научитесь. 

Как обучиться

Можно поступить в ВУЗ на факультет рекламы, цифровых коммуникаций. Из преимуществ – престижность, получение твердых базовых знаний традиционного маркетинга. Из недостатков – сроки обучения, при очном формате невозможность совмещения с работой. 

Второй вариант – самообучение. Изучение книг, просмотр тематических видео. Из преимуществ — можно учиться в комфортном темпе. Но единственная и главная проблема — узнать какая информация релевантна, правдива, а какая давно устарела невозможно. Это относится и к способам продвижения, и к инструментам. Практики здесь тоже не будет. На выходе можно получить большой объем неструктурированных знаний и полное непонимание, как всем этим пользоваться.

Третий – онлайн курсы, и это, наверное, самый быстрый способ входа в профессию. Плюс в том, что в таких учебных программах упор делают на практику. А из теории выбирают только самое важное. После сдачи итоговых экзаменационных испытаний у выпускника будет базовый набор необходимых знаний и учебный проект для портфолио. В нашей академии, например, программы разрабатывают действующие эксперты, а студенты разбирают задачи на примере реальных кейсов из практики преподавателей. 

Цифровая среда будет развиваться и оставаться привлекательной для компаний в качестве канала для взаимодействия с аудиторией. Соответственно, спрос на специалистов, которые смогут сделать это взаимодействие эффективным, будет расти. Поэтому самое время выбрать перспективную профессию. Или, если интересно все, что связано с брендингом – пройти переквалификацию и поменять сферу деятельности.