Бизнес применяет продвижение в соцсетях не случайно. По данным статьи Data Reportal в 2023 количество пользователей социальных сетей выросло до рекордных 5 миллиардов. Это большая аудитория, проводящая усредненно по 2,5 часа за скроллингом и просмотром ленты. Это потенциальные клиенты, из которых, за счет цифровых инструментов, тематического контента можно выделить ЦА, которым компания может продать товары, услуги.
Но, чтобы вложения окупились, принесли прибыль, нужен человек, который будет настраивать рекламные интеграции. Находить каналы продаж, готовить посты и видео к публикациям. То есть -важно найти хорошего СММ-специалиста. Несмотря на кадровый голод, требования к кандидатам обычно высокие. Как успешно пройти собеседование, отвечать на вопросы, что стоит делать, а что нет — давайте разбираться.
К чему готовиться
Собеседование на СММ менеджера мало чем отличается от любого другого. Здесь также будут оценивать soft, hard skills, определять, насколько соискатель соответствует вакантной должности. Но, чтобы интервью прошло успешно, стоит подготовить:
- портфолио – расскажет больше, чем многословные описания в резюме;
- самопрезентация – задача маркетолога продавать, почему бы не начать с собственных навыков, умений;
- показать личную страницу в соцсетях – даже 1500 подписчиков, стабильные показатели просмотров, говорящие о высоком качестве контента, вовлеченности аудитории тоже достижение;
- оформленный успешный кейс – с цифрами, графиками, динамикой конверсии, результатами.
Убьете двух зайцев. Продемонстрируете успехи, покажете предметные знания инструментов. Можно еще подготовить стратегию развития для компании, тезисно набросать идеи, написать пару постов. Креатив, в сочетании с пониманием рынка, методов продвижения работодатели в этой отрасли ценят.
Какие могут быть вопросы
Первый блок — знакомство, когда кадровик пытается раскрыть кандидата, снизить уровень стресса. На этом этапе обычно бывают просьбы:
- рассказать о себе, опыте работы – цель не узнать биографию, а получить информацию о последнем месте работы, обязанностях;
- составить список сильных качеств – приведите примеры, когда стрессоустойчивость, организационный талант помогли быстро выйти из нестандартной ситуации, а внимательность к деталям запустить рекламную кампанию, увеличившую продажи;
- перечислить достижения – конкретика, с цифрами, измеряемыми результатами.
«Якать», если это уместно не возбраняется, но без скатывания в пафос, присвоение заслуг команды. Менеджер-личность, умеющий взаимодействовать с коллегами, рассматривающий любые точки зрения, в поисках новых решений, но аргументирующий свою точку зрения — это одно. СММ-щик, сконцентрированный на себе, не воспринимающий рекомендации, отметающий другие идеи, точно знающий, как надо — другое.
Первый — хороший игрок для команды. Второй, из-за самоуверенности может принимать неверные решения. Возможно, талантливый, но непредсказуемо реагирующий на критику. Наверное, не надо говорить, кому с большей вероятностью предложат работу.
Следующий этап — оценка навыков, знания:
- инструментов оптимизации, автоматизации процессов;
- метрик (охват, демография, ER, CTR);
- методов отслеживания показателей;
- аналитических платформ (Analytics Tools, например), интерпретации данных.
Вместо опросника кадровик может предложить тестовое задание. Подготовить мини-проект с вводными данными. Внимательно читайте условия, уточняйте непонятные, неоднозначные пункты.
Говорите реальные сроки, с учетом времени на доработку. Делайте все пункты из списка, даже помеченные необязательными. Лучше сдать хороший проект, параллельно продемонстрировав навыки тайм-менеджмента, чем сырую работу, слепленную за пару часов.
Примеры
Вопросы на собеседовании smm специалиста касаются практической, творческой областей. По результатам ответов рекрутер оценивает вовлеченность менеджера в профессию, аналитические способности. Убеждается, что критерии оценки эффективности проектов у будущего сотрудника, компании совпадают.
Кроме этого, для оценки личных качеств, HR часто предлагает разобрать ситуации, которые в теории могут произойти:
- Стоит ли отдавать рекламу инфлюенсеру с большой аудиторией, если его контент не соответствует ценностям бизнеса. Например, если ресторан продает здоровую еду, а блогер постоянно публикует фото фастфуда. Будет ли пост с рекламой условного салата адекватным решением, и получится ли привлечь внимание новых клиентов, не вызвав негатив постоянной ЦА.
- Как поступить, если в отзывах о новом продукте много негатива. Рекрутер будет оценивать готовность кандидата к разработке мер кризисного управления (решит ли он ничего не предпринимать, закупит положительные отзывы), влияние этих мер на репутацию компании. Поскольку адекватная реакция на критику увеличивает лояльность аудитории, то игнорирование проблемы, ответный негатив отворачивает от бренда даже преданных поклонников.
- Предложат рассмотреть ситуацию, когда руководство требует быстрого результата после запуска рекламной кампании. Это, к слову, частое ожидание от SMM. Когда известно, что на раскрутку бренда требуется время. Здесь от соискателя ожидают дипломатических навыков, умения выстраивать стратегию, аргументированно ставить сроки.
Кроме этого могут быть задания по периодичности, инструментам оценки ключевых показателей. Способам сглаживания конфликтов внутри команды, организации взаимодействия между отделами. Просьбы перечислить, какие источники используются для актуализации знаний, поиска креативных решений. Ведь профессиональное любопытство, желание постоянно развиваться здесь ценят особенно.
Советы и рекомендации
СММ — динамичная сфера, в которой тренды быстро сменяют друг друга. Поэтому перед интервью стоит еще раз почитать тематическую литературу. Изучить соцсети работодателя, продукты, позиционирование. Все это пригодится на интервью.
Говоря о себе, помните, что работодателю не нужен исполнитель, которому нужно говорит, что и как делать. Акцентируйте внимание на том, что готовы к самостоятельным действиям, умеете планировать время, готовы брать на себя ответственность.
Сами задавайте вопросы (не только про зарплату, премию, отпуск), пытайтесь вникнуть в специфику бизнеса с первого интервью, показывая искреннюю заинтересованность. Это подкупает.
Чего делать не нужно:
- критиковать бывших коллег – тезис все бездари, кроме меня, откровенное пренебрежение к труду других никого не красит;
- давать советы по продвижению, без данных о продуктах бренда, маркетинговой стратегии – есть риск попасть в глупую ситуацию, смазать первые хорошие впечатления;
- преувеличивать уровень hard skills – тестовое задание на раз это выявит;
- показывать экспертность с позиции учителя – высокомерие неуместно, поскольку рекрутер тоже профи, только в области найма персонала.
Не нужно пытаться подстроиться под интервьюера. В шумном коллективе интровертная натура, например, проявится быстро. Даже если получите должность, работать будет сложно и коллегам, и немногословному СММ-щику. Лучше не придумывать себе образ, а оставаться самим собой.
В заключение – обязательно учитесь. Каждый день появляется что-то новое, меняется подход к продающему контенту. И все эти изменения нужно отслеживать. А если в планах освоить новую профессию, рассмотрите возможность пройти курсы переподготовки. В нашем университете, например, есть образовательные программы по разным направлениям в сфере бизнеса, продвижения, финансов. Каждый выпускник получает диплом гособразца, доступ к базе вакансий.