С развитием технологий количество каналов для взаимодействия с клиентами сильно увеличилось. Изменился и подход к продвижению, рекламе, который уже не ограничивается медиа, СМС с оповещением о снижении цен, начислении бонусов. Сейчас маркетинговую стратегию выстраивают с учетом онлайн каналов продвижения — таргета, социальных сетей, персонализированных электронных рассылок. 

Если делать все это в ручном режиме, у маркетологов физически не останется времени на полноценный анализ, оценку эффективности проектов, рекламных кампаний. 

Проблему можно решить внедрением облачных решений автоматизации маркетинга. Расскажем, что это, какую пользу приносит для бизнеса, как влияет на улучшение коммуникации с целевой аудиторией.

Что это такое 

Если просто — это набор инструментов для автовыполнения рутинных процессов, аналитики, сокращающий риск ошибок и повышающий эффективность продвижения. И нет, это не только управление рассылками но и СРМ, сегментация ЦА, интеграция технологий на базе искусственного интеллекта. 

По большому счету, интеграция технологий в бизнес-процессы — полное переосмысление принципов коммуникации с клиентом, направленное на персонализацию, улучшение пользовательского опыта, повышение лояльности к бренду, с параллельным сокращением рисков и возможностью получения актуальных сведений для оперативной корректировки стратегии. 

Понятие и преимущества 

Усредненное определение (единого нет) звучит как использование программного обеспечения для оптимизации выполнения часто повторяющихся задач. Например, подготовки отчетности, сбора лидов, разбивку целевой аудитории на группы по набору признаков. Внедрения чат-ботов на сайты, которые возьмут на себя первичную консультацию пользователей по часто задаваемым вопросам или переадресацию звонков на менеджеров.

Преимуществ у программных решений несколько:

  1. Сокращение времени — на обработку, анализ данных, запуск заданных сценариев для получения ожидаемого действия. Система «заметит» оставленные в корзине товары и направит электронное письмо с напоминанием. 
  2. Персонализация — ПО отслеживает поведения посетителя, что упрощает подготовку персонализированных подборок, скидочных предложений. От этого выигрывают обе стороны — продавец демонстрирует внимание, покупатель не раздражается от спам-рассылок и получает интересную для него информацию. 
  3. Увеличение продаж — программа позволяет «вести» пользователя с момента регистрации на сайте, до заключения сделки. Машина ничего не забывает, не пропускает, вовремя сообщает о скидках, новых поступлениях товара.
  4. Упрощение сбора, квалификация лидов — ПО оценивает поведенческие факторы, отслеживает все действия пользователя в сети, прогнозирует готовность к покупке. Итог — разбивка лидов на квалифицированные и нет, упрощение работы отделов продаж, увеличение времени на эффективное взаимодействие с заинтересованными в заключении сделки покупателями. 
  5. Точная сегментация ЦА — по месту жительства, возрасту (критерии отбора зависят от продукта), разбивка на группы. Это повышает точность коммуникации, увеличивает коэффициент удержания, параллельно снижая расходы на запуск рекламных кампаний.  
  6. Оптимизация контента, интерфейса, дизайна сайта с учетом результатов тестирования — отследить, насколько удобна навигация, логично размещение блоков HTR, ссылок для перехода между страницами проще с помощью программного обеспечения, чем стандартным способом с проведением опросов. 
  7. Объективная оценка результатов — можно получить готовые отчеты по основным метрикам, причем составление отчетности займет пару минут. Свободное от рутины время маркетологи смогут посвятить выявлению узких мест, пересмотру каналов продвижения с учетом показателей их эффективности. 

Точная аналитика – это тоже плюс внедрения ПО, которое помогает составлять прогнозы, оценивать колебания спроса, создавать многоканальные сложные стратегии.

По данным Email Monday компании, внедрившие цифровой софт, смогли увеличить продажи на 14,5% при одновременном сокращении маркетинговых бюджетов на 12 %. По отчету американской Invesp, занимающейся разработкой маркетинговых решений, бизнес, использующий СРМ, увеличивает рост квалифицированных (лояльных, уже сотрудничавших или готовых сотрудничать) клиентов в рекордные 4 раза. 

Обзор инструментов 

Инструменты автоматизации маркетинга можно использовать по отдельности или интегрировать с другими системами. Рассмотрим самые популярные:

  1. СРМ – берут на себя все рутинные процессы, от ведения баз (поиска дублей, актуализации контактов из доступных источников), до формирования шаблонов документов. ПО присваивает статус заявке, быстро выводит информацию о завершенных сделках, что упрощает работу менеджера, улучшает коммуникацию с покупателем, которому не приходится каждый раз уточнять, по какому вопросу он звонит.
  2. Сервисы email-маркетинга – запускают рассылки в соответствии с установленным сценарием. Напоминают об оставленных в корзине товарах, сообщают о снижении цен на выбранные позиции и аукционных предложениях. 
  3. Google Ads и аналогичные платформы автоматизации маркетинга – нужны для автоматического запуска рекламных кампаний. Платформа сама определяет время и ЦА для показа. И даже перераспределяет бюджеты в пользу каналов с большей отдачей.
  4. Чат-боты с ИИ – технологичный способ автоматизации маркетинга. AI быстро отвечает на вопросы, может порекомендовать товар на основе просмотров, предложить консультацию и помочь с оформлением заявки. 

Кроме этого есть еще и аналитические платформы, дающие полную информацию о KPI (коэффициенты удержания, стоимости привлеченного пользователя, вовлеченности). С учетом которой можно соотнести коэффициент удержания, с расходами на привлечение новых клиентов. Выявить проблемы и разработать меры по их устранению. 

Интеграция в бизнес-процессы

Чтобы автоматизация маркетинга действительно оправдала ожидания, необходимо выбирать платформы, готовые продукты, функционал которых отвечает текущим задачам,  а также:

  • бюджета – разработка под заказчика стоит больше, имеет свои риски, поскольку полностью зависит от оперативности разработчика, плюс могут быть проблемы с интеграцией со сторонними сервисами, чего нет у готового ПО
  • размера компании – от этого зависит набор инструментов, например для интернет- магазина с небольшим объемом выручки достаточно будет встроенных возможностей браузера, для крупного холдинга нужна уже CRM;
  • варианты оплаты – одни поставщики программного обеспечения предлагают пакеты услуг, рассчитанные на разные потребности, масштабы бизнеса, другие — не оставляют выбора и выставляют единый тариф.

Кроме этого нужно знать целевую аудиторию. Если это социальные сети, то оптимальным будут сервисы для контент-маркетинга, помогающие составлять выборки ключевых слов, анализировать популярность контента, планировать календарь публикаций.

В реализации многоканальных стратегий нужна CRM, которая будет управлять лидами, собирать, анализировать данные, обмениваться информацией с интегрированными сервисами. И здесь главное — уделить внимание обучению сотрудников, все-таки система не может работать самостоятельно, без участия человека.

Для примера рассмотрим как это работает с оптимизацией рекламной кампании. Система быстрее точнее дополняет портрет потенциальной ЦА, помогает запускать новые гипотезы. Отслеживает пути, по которым ЦА приходит на сайт, собирает данные о просмотренном контенте (продуктах), фиксируя каждое действие. Включая клики, переходы по ссылкам, добавление-удаление в корзину. После проводит аналитику по запросам, которые посетители задавали в форме обратной связи, выявляет поведенческие паттерны.

Например, посетитель хочет забронировать номер в отеле – программа запоминает критерии отбора, следит за временем, которое тратится на просмотр каждого предложения. После завершения сессии направляет на почту письмо с персональной скидкой.  Результат – максимально релевантные сведения о целевой аудитории, что упрощает подготовку предложений, сокращает расходы на запуск проектов и повышает конверсию. 

Где можно обучиться

Профессии, связанные с диджитал сегментом открывают перспективы для самореализации, построения карьеры и при этом хорошо оплачиваются. Минимальная зарплата на начальной позиции начинается от 45-60000 рублей (в зависимости от региона, компании). Порог вхождения, в отличие от других IT-профессий здесь не такой высокий -достаточно базовых знаний, а опыта и новых знаний можно набираться прямо на рабочем месте. 

Другой вопрос, где получить эти знания. В ВУЗах преподают теорию, фундаментальные основы, дающие общее представление о маркетинге. Цифровой сегмент при этом, как правило, не изучают. Значит, остаются курсы. Плюс таких программ — упор на практику, получение навыков, которые действительно пригодятся. 

В нашей академии можно пройти обучение по направлениям:

  • СММ-специалист;
  • интернет-маркетолог.

Обучение состоит из нескольких блоков, включающих много практических заданий, разборов реальных кейсов, подготовку проекта. Каждый выпускник получает диплом (в том числе международный) установленного в России образца, помощь в трудоустройстве.

Итоги

Технологии  упрощают жизнь маркетологам, менеджерам по продажам, освобождая время для решения важных задач. При условии точной настройки, регулярного анализа отчетности.