Данные для интернет-маркетолога – ценнейший ресурс, но только при условии его эффективного использования, то есть, грамотной аналитики. Без анализа информации невозможно принимать решения или планировать стратегии, по крайней мере, если речь идет об эффективных стратегиях и решениях. Анализ информации – то, на чем основывается маркетинг, и хорошо, что сейчас есть самые разные инструменты аналитики для маркетинга. Об этих инструментах, их выборе для тех или иных целей, мы и расскажем в статье.
Основные виды инструментов аналитики
Одна из целей работы маркетолога – полное понимание того, как покупатели выбирают товары, чем руководствуются, какие характеристики продукта для них более и менее важны, какая реклама более эффективна, а какие сообщения оставляют равнодушными (или даже раздражают). Да, самым эффективным инструментом в маркетинге было бы чтение мыслей. Но так как наука еще не развилась до такой степени, приходится полагаться на инструменты для аналитики. Благо, хотя бы в этом у нас нет недостатка, спасибо big data.
С развитием технологий изменились и подходы к аналитике. Сейчас все сосредоточено на анализе поведенческих паттернов покупателей. Действительно, какая разница, какого пола или возраста человек, если он ведет себя определенным образом. Соответственно, попадает в сегмент потребителей с такими же поведенческими паттернами. В конце концов, маркетолога интересует не сам потребитель, а его реакция на рекламу, по его сценариям покупок.
Поэтому в digital-маркетинге все чаще используют продукты, работа которых основана на приемах статистики, математики. И это работает – люди, при всей индивидуальности каждого конкретного человека, склонны к предсказуемому поведению, и точнее всего предсказать это поведение помогают как раз математические, статистические методы и решения. Нет, современный маркетинг это не бухгалтерия, все-таки здесь нужен креативный подход и нестандартные решения. Но когда речь идет об аналитике в маркетинге – это огромный массив цифр статистики, который нужно обрабатывать разными инструментами. И для каждого направления нужен свой.
Веб-аналитика
В этом направлении анализируется поведение пользователей на сайте компании. Количество посетителей, просмотр страниц, на каких страницах пользователи чаще покидают сайт, переход по ссылкам, просмотры товаров или услуг. Анализ этой информации помогает понять, что привлекает, а что отталкивает потенциальных клиентов.
Социальные сети и медиа
Говорить о важности SMM не станем, сейчас это мощный маркетинговый инструмент. И в социальных сетях, мессенджерах нужно отслеживать активность пользователей – какие посты набирают больше реакций и комментариев, какой контент более популярен, какие темы вызывают наибольший отклик.
Электронная почта
Электронные письма, несмотря на развитие мессенджеров и соцсетей, до сих пор остаются важным каналом коммуникации с клиентами. И в этом направлении изучают статистику просмотра писем, переходов по ссылкам в них, активность при проведении рекламных акций и так далее.
Контент
Анализ контента тоже важен, ведь именно им компании привлекают многих покупателей. Статистика реакций, просмотров, комментариев помогает понимать, какие форматы и темы больше нравятся целевой аудитории.
Целевая аудитория
В этом направлении в маркетинге используется множество самых разных инструментов аналитики – для сегментирования ЦА по ряду признаков, анализа потребительского поведения от первого перехода по ссылке до совершения покупки. На этой информации базируется любая маркетинговая стратегия.
Эффективность маркетинговых кампаний
Для анализа этого сегмента в маркетинге тоже используются разные инструменты аналитики. Анализируют конверсию, средний чек каждого покупателя, стоимость привлечения покупателя, прибыльность инвестиций и другие метрики.
Отдельные продукты используют для прогнозирования эффективности кампании.
Конкуренты и рынок
Используют разные инструменты для всестороннего анализа конкурентов, их слабых и сильных сторон, возможных угроз с их стороны, для анализа трендов на рынке, сезонных колебаний спроса, возможных рисков и так далее.
Обзор популярных аналитических инструментов
Данные – это просто набор разрозненных фактов, если не упорядочить и не проанализировать их. Делать это можно и «вручную», но зачем тратить лишнее время и силы, если есть удобные, функциональные инструменты аналитики, созданные для маркетинга. У каждого из них есть свои особенности, которые мы коротко опишем дальше.
Инструменты для анализа сайтов
Среди популярных решений для такой аналитики в маркетинге – 4 платформы с развитым функционалом:
- Google Analytics. Бесплатный сервис, с помощью которого легко анализировать такие показатели, как посещаемость сайта, поведение пользователей, источники трафика и так далее. Сервис подходит для любых видов бизнеса, у которых есть собственные сайты, например, для интернет-магазинов.
- Яндекс. Метрика. По возможностям и функционалу аналогичен Google Analytics, но может интегрироваться с другими сервисами Яндекс, что позволяет использовать инструменты одного разработчика для разных целей в маркетинге. Это удобно и повышает точность аналитики.
- SEMrush. Сервис, предназначенный для анализа конкурентов и SEO-аналитики, помогающий разработать эффективные стратегии поискового продвижения сайта с учетом успешных стратегий конкурентов. Сервис платный, но его покупка оправдана.
- Hotjar. Еще один узкоспециализированный сервис для анализа поведения пользователей. Особенностью сервиса является функция построения тепловой карты поведения – такая карта помогает быстро выявить эффективные и проблемные места интерфейса, соответственно, сделать его удобнее.
Аналитика данных
Самый большой пласт информации, для анализа которого нужно много инструментов. И разработчики предлагают их в достаточном количестве:
- Google Data Studio. Бесплатный сервис, с помощью которого легко создавать интерактивные отчеты или дашборды, визуализировать любые наборы данных так, как вам удобно. Возможность интеграции с другими сервисами Google, гибкие настройки и адаптация интерфейса под себя, поддержка совместной работы – этот инструмент будет удобен всей команде.
- Tableau. Еще один универсальный вариант, который подходит аналитику и с опытом, и без него. Позволяет создавать разные формы отчетов, визуализировать наборы данных в нужном формате, предлагает большой выбор фильтров и настроек для облегчения сортировки. Есть функция интерактивной визуализации, импорта данных из разных источников. Действительно универсальный продукт, незаменимый в маркетинге, независимо от поставленных задач.
- Microsoft Power BI. Этот сервис – настоящий «тяжеловес» в мире маркетинговой аналитики. С ним легко обрабатывать даже самые большие массивы данных, работать со сложными моделями. Инструмент многофункциональный и мощный, но требует хотя бы базовых навыков для работы, включая и навыки программирования Power BI.
- Google Sheets. Еще один продукт от Google, предназначенный для аналитики и создания отчетов. Легко интегрируется с другими сервисами Google, прост в работе, доступен даже новичкам. Позволяет автоматизировать многие процессы, обмениваться информацией с другими членами команды.
- Looker. Простой и удобный инструмент для аналитики в маркетинге, умеющий работать с большими массивами данных, но не требующий особых навыков для работы.
- Datawrapper. Онлайн-сервис, позволяющий легко создавать интерактивные карты и графики, с импортом данных из разных источников.
- Mixpanel. Платформа для продуктовой аналитики, отличный инструмент для анализа поведения пользователей на разных электронных площадках и в приложения.
- Visual Web Optimizer. Отличный инструмент для А/В тестирования.
- Brand24. Не универсальный, но полезный продукт, позволяющий анализировать информацию о вашем бренде в интернете. Или не только о вашем бренде – с его помощью можно анализировать и конкурентов.
- ProfitWell Metrics. Платформа для анализа и оптимизации управления подписками, с возможностью изучения ключевых метрик, включая скорость роста MRR.
Это далеко не все решения для аналитики в маркетинге, их намного больше. И не забываем о возможностях искусственного интеллекта. Да, ИИ не может собирать статистику или делать отчеты, зато он может проанализировать конкретную ситуацию и выдать ответ. Это не основной инструмент, но хороший помощник аналитику, как опытному, так и начинающему.
Как выбрать подходящий инструмент?
У каждого бизнеса – своя специфика и потребности, поэтому при выборе аналитических сервисов основывайтесь на таких критериях:
- Масштабы бизнеса. Для крупных компаний чаще всего нужны отдельные разработки, сложные и масштабные. А небольшому бизнесу достаточно готовых и, зачастую, бесплатных инструментов для маркетинга.
- Цели и задачи. Определите, какие показатели нужно анализировать, для чего – так вы сможете точнее подобрать продукты, оптимально подходящие для вашей работы.
- Насколько функциональным должен быть сервис. Кто-то предпочитает универсальные решения, кто-то – использование нескольких специализированных инструментов. Здесь все зависит от специфики бизнеса, привычек в работе, поставленных задач.
- Простота интеграции с разными источниками данных. Это важный критерий, так как переносить все вручную – очень неудобно и долго.
- Простота работы, удобство интерфейса. Это может быть не самым важным для профессионала, но начинающим аналитикам важно удобство работы и быстрое понимание, где что находится, как действует и что с этим можно сделать. Да, даже начинающие приходят на работу с определенным опытом (все-таки было обучение), но простота и удобство, все-таки, опции важные.
- Стоимость. Многие продукты с широким функционалом бесплатные, но есть и масса платных. Если вы собрались купить подписку, внимательно изучите сервис, его возможности, определите, какие из функций вам нужны – не стоит платить за то, что вам, возможно, и не понадобится.
Другие важные моменты
В выборе инструментов для аналитики в маркетинге есть еще немало нюансов. Поэтому – еще несколько рекомендаций, которые упростят выбор:
- Определите основные задачи и начните с более доступных и простых сервисов, которые помогают решить эти задачи. Постепенно можно переходить к более широкому функционалу, если он понадобится.
- Чтобы оценить все плюсы и минусы продукта, изучите отзывы тех, кто уже им пользовался.
- Пробуйте разные решения, если есть возможность бесплатного тестирования – ищите лучшее для себя.
- Выбирайте решения с возможностью масштабирования – думайте о будущем.
- Учитывайте возможность интеграции выбранных решений с вашей CRM-системой.
- Учитывайте и требования безопасности – нельзя допустить утечки или пропажи данных.
- При работе следите за регулярностью обновления данных, иначе теряется смысл работы, даже с самым лучшим сервисом.
- По максимуму используйте возможности автоматизации – не тратьте время на рутинные задачи.
- Не пренебрегайте возможностями искусственного интеллекта.
Итоги и рекомендации
От аналитики в маркетинге зависит все – успех рекламных кампаний, продвижение продукта на рынке, привлечение и удержание покупателей. И неудивительно, что для решения аналитических задач в маркетинге есть масса разных инструментов. Для каждого бизнеса, для каждого набора задач можно подобрать подходящие сервисы и платформы, среди которых есть и бесплатные. С помощью таких решений аналитика, даже самая объемная и сложная, становится намного проще, соответственно, повышается ее точность.