Продвижение в сети состоит из комплекса мер и включает работу с несколькими каналами. Если маркетолог будет сам писать посты в корпоративный блог, заниматься рассылками и параллельно составлять отчетность, то на прямые обязанности времени не останется. Кроме этого высокая загруженность рутинными, однотипными задачами смещает фокус с действительно важного на второстепенное. Поэтому есть риск пропустить момент, когда что-то пошло нет так. И это не говоря о бюджетах, не принесших результатов из-за непродуманной стратегии. Чтобы исключить ненужных риски, необходимо использовать инструменты автоматизации маркетинга.
Что это такое
Инструменты автоматизации маркетинга экономят время на выполнение однотипных, часто повторяющихся действий. За счет быстрой, точной обработки данных такие программы позволяют создавать персонализированные маркетинговые продукты, разработанные с учетом предпочтений, потребностей ЦА.
Зачем они нужны
Внедрение программного обеспечения упрощает управленческие процессы, повышает точность сегментации ЦА для реализации персонализированного подхода к позиционированию услуги, продукта. Кроме этого помогает:
- экономить время на выполнении рутинных, однотипных задач;
- уменьшить количество ошибок, связанные с ошибками персонала;
- разрабатывать программы лояльности, прорабатывать меры для удержания постоянных клиентов;
- собирать, обрабатывать, безопасно хранить пользовательские данные;
- улучшить клиентский опыт (чат-боты не пропустят сообщение, быстро ответят на вопрос, не нагрубят и не выйдут из себя, как бы долго не продолжалась переписка);
- проводить A/B-тестирование для понимания, какой контент или его элементы (изображения, заголовки) работают лучше.
И главное – ПО собирает, структурирует данные о посетителях сайта. Сколько времени в среднем занимает одна сессия, какие действия совершает посетитель. На основании этой статистики можно улучшить взаимодействие с ЦА, персонализировать рекламу, посты в социальных сетях для каждой категории ЦА. И заодно понять, отвечает ли юзабилити ожиданиям посетителей.
Что можно автоматизировать в маркетинге
По большому счету, любые рутинные процессы, на которые уходит очень много времени. Например:
- рассылки SMS, email – алгоритмам можно задавать сценарии отправки, напоминать об оставленных в корзине товарах, когда оформление заказа было не завершено или направлять информацию о скидках на основе аналитики посещений;
- социальные сети – здесь алгоритмы отвечают за автоматическую публикацию фото, текстовый видео-контент в соответствии с разработанным планом, получать отчеты о вовлеченности аудитории, отчеты о показателях активности конкурентов;
- контент-маркетинг – все то же, что и в предыдущем пункте, плюс умеет проверять, оптимизировать текст по ключевым словам. отслеживать результаты публикаций, проводить сравнительный анализ сайтов-конкурентов;
- кросспостинг – автопубликация одинакового контента на разных площадках, например, на сайте, в соцсетях, мессенджерах;
- сбор по доступным каналам, хранение, обработка данных — контакты, истории заказов, время посещения и продолжительность пользовательской сессии на сайте, история переписки с менеджерами, консультантами в чатах;
- рекламные кампании – алгоритмы могут оптимизировать все процессы (кроме смысловой, визуальной составляющих) с минимальными трудозатратами;
- нейросети – доверять генерацию текста не стоит, но ИИ можно поручить создание контент-плана и отбор тем, которые будут интересны ЦА с параллельным сбором SEO-кластера.
Не стоит забывать о CRM-системах, которые улучшают взаимодействие между компанией и покупателями. Упрощают сбор, актуализацию контактов. Позволяют охватить все каналы коммуникации за счет объединения с корпоративными сервисами. Дают возможность оценки эффективности email-рассылок, построения отчетов по ключевым параметрам.
Какие сервисы использовать
Здесь многое зависит от специфики, масштаба компании. Внедрять все и сразу — бессмысленно и дорого. Поэтому план по отбору необходимого ПО будет выглядеть примерно так:
- определение цели – проанализируйте стратегию, выявите слабые места и продумайте, чего не хватает (возможно уже на этом этапе выясните, что сотрудникам не хватает знаний и вместо установки ПО было бы лучше оплатить персоналу курсы повышения квалификации);
- отбор ПО – с учетом выявленных на первом этапе проблем, удобства интерфейса, функций, масштабируемости и совместимости с другими платформами (можно позаимствовать идеи у компаний-конкурентов – почему, нет, если можно взять готовое рабочее решение) ;
- поиск сервисов – лучше устанавливать программное обеспечение от крупных разработчиков, будет меньше сложностей с настройкой, если заказываете разработку, то сразу закладывайте в бюджет расходы на прием в штат программиста, который будет при необходимости масштабировать софт и заниматься отладкой;
- составьте план – график установки софта, с назначением ответственных за выполнение пунктов плана и обучение сотрудников (если у разработчика такой опции нет);
- проводите тестирование – лучше на каждом этапе внедрения, сразу после установки, тогда к моменту, когда установка software будет завершена, уже будет пусть небольшой, но опыт работы на платформах и понимание, как они взаимодействуют друг с другом.
И самое главное – мониторинг результатов. Для понимания, как работает ПО и насколько помогает (помогает ли вообще) увеличить прибыль. Насколько удалось сократить пути к цели и необходима ли доработка, адаптация, расширение функционала.
Стоит ли внедрять в бизнес
На этот вопрос можно ответить однозначно — да, и и причем не только в сегменте B2C, B2B. Поскольку можно адаптировать цифровые продукты даже для сферы услуг, банкинга. Сейчас информация превратилась в фоновый шум и за внимание ЦА нужно бороться. И как раз цифровые инструменты могут улучшить пользовательский опыт и помочь донести персональное предложение до адресата так, чтобы оно не потерялось среди сотен одинаковых писем, push-сообщений и спама.
Если говорить о конкретном ПО, то можно рассматривать:
Bitrix24, AmoCRM – гибкие, масштабируемые СРМ-системы с хорошим набором опций для управления, реализации маркетинговых мероприятий;
- SMMPlanner – планер публикации контента в соцсетях с встроенной аналитикой, таргетом;
- MailChimp — для электронных рассылок;
- SEMrush – для создания контент-планов, оптимизации СЕО и анализа конкурентов;
- Google Ads – для запуска, управления рекламными кампаниями, отслеживания конверсии и контроля бюджета и точной сегментации, под управлении ИИ;
- Яндекс Бизнес – автоматически запускает рекламу, предоставляет опции для оценки рентабельности интеграций, включает функционал онлайн-записи на услуги (с отправкой уведомлений-напоминаний), продвигает бренды с небольшим бюджетом.
Перед интеграцией любого решения неплохо оценить функционал и соотнести его с объемом, типом задач, которое придется решать ПО.
Как правильно использовать
Чтобы внедрение софта дало ожидаемый эффект, необходимо знание аудитории, понимание целей. Чего именно планируется достичь – повышения конверсии, узнаваемости бренда, увеличение объема продаж. Без этого любая, самая функциональная СРМ – это программный код. То есть любая система требует точной настройки, оценки эффективности и периодической корректировки сценариев.
Разговоры о краткосрочности тренда, неэффективности цифровизации связаны с неправильным выбором программного обеспечения, отсутствием обучения сотрудников или с тем, что на них скидывают «человеческие обязанности». Например, компания ставит производительную СРМ с расчетом на масштабирование. Расширения не произошло, маркетологи попытались составить отчет и после пары неудачных попыток вернулись обратно к таблицам.
С авторассылкой та же история — машина проследит за отправкой приветственного письма после оформления подписки или напомнит о сгорающих на бонусном счету баллах. Составит список ключевых слов, проанализировав запросы, но изменить плохое качество текста, исправить ошибки, не сможет.
Нейросети могут порекомендовать СЕО-кластеры на основе действий посетителей интернет ресурсов, подкинут интересные темы, проанализируют конкурентов и даже сгенерируют контент. Но эти действия будут бессмысленными, если производитель, продавец плохо знает свою аудиторию и пытается действовать наугад, надеясь, что реклама случайно зацепит потенциального покупателя.
Поэтому при работе с маркетинговыми сервисами важно помнить:
- алгоритмы не могут обходиться без постоянного контроля человека – настроить и забыть не получится;
- эффект от внедрения зависит от проработки стратегии – можно привести сравнение, что ПО это автомобиль, на котором можно быстрее добраться в пункт назначения, при условии, что за рулем профессиональный водитель, который умеет выбирать маршруты без пробок и быстро реагирует на изменения на дороге;
- персонализация рассылки – не равна вставке имени адресата в SMS, это информация, которая должна быть полезна конкретному пользователю;
- чтобы получать точную аналитику, софты, отвечающие за отправку электронных писем, сообщений, СРМ должны были связаны между собой.
И главное – актуальность методов, реакцию на способы продвижения необходимо отслеживать, используя аналитику и обратную связь аудитории. Проводить короткие опросы с просьбой оценить полезность рекламных предложений.
Примеры
Объясним на примерах, как интеграция с цифровыми платформами помогает ускорить бизнес-процессы, избежать путаницы и увеличить сумму среднего чека.
- Еще в 2022 году ритейл и банки анонсировали пересмотр общих программ лояльности в пользу персональных. В чем суть – бренд сегментирует ЦА с максимальной точностью, анализирует поведенческий фактор и разрабатывает предложение для каждого сегмента. Допустим, рассылает письма с анонсом скидок на товары, которые клиент часто покупает. Такой подход увеличивает вероятность повторной покупки, повышает удовлетворенность от товара, услуги и не вызывает негативной реакции, поскольку пользователь получает полезную для себя информацию.
- Улучшение клиентского опыта Это тоже составляющая продвижения. Допустим, условный пользователь хочет купить кресло в красной обивке. В описании есть уточнение, что такого цвета нет на складе, но товар могут привезти под заказ. Пользователь пишет сообщение менеджеру о сроках, цене доставки и, не получая обратной связи, уходит к конкурентам. Но если бы у магазина был встроенный чат-бот, моментально выдавший ответ по запросу, такой ситуации не случилось бы.
Что можно сказать в итоге. Автоматизация процессов упрощает бизнес-процессы, позволяет выстраивать стратегии и корректировать их в режиме реального времени. Сокращать затраты на реализацию проектов без снижения эффективности рекламных кампаний и выстраивать с клиентом долгосрочное доверительное взаимодействие.
Цифровые платформы упрощают работу, но не смогут заменить маркетинговый отдел, поэтому необходимо обязательно обучать сотрудников. В нашей академии, например, есть курс «интернет-маркетолог», разработанный действующими экспертами. Упор на практику, разбор задач на реальных кейсах позволяют получить необходимые навыки для успешного продвижения бренда на рынке.