Маркетинг – это наука, объединяющая анализ, производство, продвижение, сбыт и управление. На основе выявления потребностей создается, производится продукт. Анализ показателей позволяет разрабатывать стратегию развития бизнеса, быстро реагировать на любые изменения рынка. А продвижение обеспечивает рост продаж. Какие инструменты для маркетолога можно использовать, когда покупатели, в основном, заказывают товары онлайн, как правильно их применять – давайте разбираться. 

 Кто такие маркетологи

Специализаций много. Одни выводят на рынок новый товар, оптимизируют упаковку. Другие, взаимодействуя с аудиторией через СМИ, соцсети, создают положительный образ, делают бренд узнаваемым. Третьи продумывают стратегию роста компании, отслеживают динамику спроса. Отбирают методы продвижения, сочетая офлайн методы и цифровые сервисы.

Зачем использовать инструменты для маркетолога

  1. Для сокращения объема рутинных процессов, улучшения качества результата при снижении затрат. 
  2. Повышение точности аналитических данных, влияющих на управленческие решения. Например, сбор информации о пользователях дает представление о ЦА. 
  3. Выстраивать взаимодействие, настраивать рекламу, быстро реагировать на изменение спроса, потребностей.
  4.  Отрабатывать негатив и поддерживать лояльность потребителей. 

По данным международного консалтингового агентства McKinsey компании, внедряющие цифровые решения, в среднем, «растут» в выручке на 40 % быстрее конкурентов. Российский бизнес также оценил пользу технологий. По данным издания РБК в 2023 году 70 % компаний увеличили бюджет на digital-маркетинг, при этом 40 % сфокусировались на внедрении софта для автоматизации. А сегмент малого, среднего бизнеса, пользующегося современными технологиями вырос почти вдвое с 23 до 40 %.

 Популярные инструменты

Один из самых часто упоминаемых, если речь о digital – SEO (поисковая оптимизация). Работает вдолгую (на индексацию сайта уходит пара месяцев), требует вложений, но предоставляет много возможностей для отслеживания поведения пользователей, сбора данных. А также:

  • контекстная реклама – увеличивает CTR, узнаваемость бренда (как пример, читаете о ремонте автомобиля и видите всплывающее окно с предложением записаться в автосервис);
  • таргетинг – тонкая настройка тематических объявлений, с более точным попаданием в целевую аудиторию;
  • SMM – продвижение через контент в соцсетях, с возможностью вовлечения миллионов пользователей;
  • Google Analytics – для оценки поведения пользователей на сайте в режиме реального времени, подготовки отчетов по завершенным сделкам и оценки показателей для оптимизации;
  • Яндекс.Метрика – отслеживает трафик, конверсию, переходы по ссылкам, записывает действия посетителей на сайте для оценки юзабилити и принятия мер для его улучшения;
  • СРМ – система автоматизации, сильно упрощающая работу менеджеров по продажам и контроль за персоналом для руководителей;
  • call-tracking – показывает источник звонков (перенаправляет на один сервис) для понимания, по какому каналу пришел клиент, что позволяет корректно оценивать эффективность рекламы;
  • email-рассылки – как способ донести до ЦА (действующих клиентов) информацию о скидках, акциях, по сути очень близки к спаму;
  • лендинги – сайты-одностраничники с полезной информации, призванные в основном, собирать данные (с призывом оставить заявку или заказать обратный звонок);
  • тизеры – это блоки с фото и странным незавершенным заголовком, сообщающим, что-то вроде “ешьте это и похудеете на 50 кг за два дня” (узнать что «это» можно только при переходе на страницу);
  • лид-магнит – подарок (книга, инфопродукт, промокод), стимулирующий подписаться, то есть оставить контакты, например, телефон или адрес почты.

Есть еще вирусные ролики, применяемые обычно крупными корпорациями. Например, Mercedes-Benz в 2013 запустил креативное видео с курицами.  Чуть позже вышла пародия от Jaguar, что стало триггером для короткой виртуальной «куриной войны»; которой воспользовался Volvo, запустив свое промо, когда про ролик Мерседеса уже стали забывать. Или видео обезьяны с автоматом, сделавшее промоут выходу нового фильма «Планета обезьян»

Ясно, что методов, программ и встроенных поисковых сервисов намного больше. Но работают они, если для их применения выбрана логичная стратегия, с четким пониманием, что именно нужно получить: удержание аудитории, оптимизацию текущих процессов или сбор данных для сквозного анализа.

Полезные советы

Методы, цифровые решения хорошо работают, при условии, что дополняют друг друга, используются в рамках стратегии с одинаковым посылом. Если это распродажа, то тема рассылок, таргета, постов в соцсетях адаптируется именно под эту тему.

Знайте в лицо своих покупателей – кто тот человек, оформляющий заказы на сайте. Возраст, профессия, доход. Если это подростки, молодые люди, то вряд ли аналитика, алгоритмы Avito повысят узнаваемость бренда. А платформы с картинками, посты у блогера-миллионника – запросто. 

В сегменте B2B электронные рассылки дадут большую отдачу, чем агрессивная рекламная кампания. А сегментация переведет электронную рассылку из категории раздражающего спама в персонализированную, полезную информацию.

Также нужно учитывать масштабы. Магазину одежды, не планирующему масштабирование или захват рынка, точно не нужны корпоративные решения. Они «съедят» бюджет, но не принесут ожидаемого результата. И, наоборот, если бизнес растет, масштабируется, открывает новые филиалы, на софте экономить не нужно.

Взять, например, ту же СМР. Предпринимателю с сотней постоянных клиентов, о которых он знает все, она явно не нужна. А производству, с долгими продажами, когда между заявкой и оплатой есть промежуточные этапы, без автоматизации не обойтись. 

Перед внедрением любого софта, оцените совместимость, возможность интеграции. Иначе о полноценном, сквозном анализе можно забыть. Да, какие-то данные можно будет достать, но глобально ничего не изменится. 

И главное – тестируйте, меняйте комбинации, используйте разные методики, оценивайте эффективность и вычисляйте закономерности. Что лучше срабатывает для целей конкретной организации, неважно, магазин это, производственный холдинг или ресторан.