В основе успешного бизнеса лежит способность оперативно и без особых потерь реагировать на любые изменения. Дефицит экономического, технического, организационного характера способен приостановить поток прибыли и подавить развитие всей компании. 

Чтобы избежать этого и быть на острие рынка, следует знать о таком подходе как кризисный маркетинг. Так называют стратегию преодоления различных проблем, при которой любые новые препятствия рассматриваются как точки роста. 

Маркетинговые технологии актуальны для любого типа и масштаба компании. Поэтому проверим, что такое кризисный маркетинг, как он работает, какие инструменты он использует, когда наступает его время, и можно ли научиться его разрабатывать. 

Что это такое

Использовать все возможности чтобы стать лучше здесь и сейчас – вот смысл этой стратегии для бизнеса. Задача руководства и персонала состоит в поиске адекватных и эффективных изменений для движения вперед. 

Примеров негативных вызовов хватает в любой период:

  • технические сбои и поломки оборудования;
  • срыв графика работы персонала, слабая организация внутренних процессов;
  • неприятный отзыв в Интернете или высказанный прямо в лицо;
  • волна отказов от продуктов и услуг;
  • неудачно использованные слоган или реклама;
  • неудобное или недостаточно развитое мобильное приложение;
  • взрывной рост цен при желании сохранить меню и т.д.

Ключевое для игрока рынка – быстрая адаптация. Если не обратить внимание на «больную» точку, компания рискует быстро потерять доверие клиентов и продажи. Экономика безлично реагирует на утрату потенциала – новые возможности примут на себя конкуренты. 

Антикризисные усилия всегда сводятся к следующим основным действиям:

  • анализ ситуации – главные причины появившегося вызова для компании;
  • коммуникация с клиентами, персоналом, партнерами, обществом;
  • необходимые изменения как минимизация ущерба и переход к росту.

Маркетинг в кризисном направлении помогает также укреплять деловую репутацию. Если партнеры, поставщики и прочая внешняя аудитория видит, что бизнес способен быть гибким и устойчивым, это положительно влияет на новые перспективы. 

Стратегии

Задача руководства – предварительно подготовить план на те основные случаи, которые возможно предусмотреть. Собственник и директор (управляющий) находятся на своих местах именно для лидерства – направлять и вести коллектив в заранее известном направлении. 

Задача персонала – знать свои обязанности, непрерывно обучаться и действовать по антикризисному плану. Повышение уровня квалификации – это только часть успеха. Необходимо действовать по заранее утвержденной и отработанной методике. 

Интересно, что бюджет организации имеет второстепенное значение – всегда можно найти возможности. В этом помогут несколько универсальных стратегий кризисного маркетинга:

  • коммуникация «наружу»: быть на связи с деловыми партнерами и потребителями услуг (продукта), оповещать об изменениях и принятых решениях – публикации в социальных сетях, официальные обращения, неофициальное общение с клиентом;
  • взаимодействие со схожими брендами и компаниями: обмен опытом напрямую или с помощью наблюдения, сотрудничество и налаживание связей помогают преодолеть сложности;
  • инновации: нововведения технические (новое оборудование и технологии, переосмысление продукта), организационные (переформатирование сервиса, усиление или обновление коллектива), экономические (скидки, акции, переход на аутсорсинг);
  • оптимизация (любимый ход большинства руководителей): пересмотр расходной части бюджета, предоставление условий рассрочки и постоплаты, скидки за новых посетителей или на свежий ассортимент и т.д. 

Современные тенденции дают большую подсказку: важно оставаться на связи и поддерживать «прозрачность» в любых условиях. Онлайн-платформы и соцсети помогают с этим в режиме 24/7/365. Перманентные рассказы и даже трансляции о бизнесе изнутри привлекают внимание и расширяют «воронку продаж». 

Не лишним будет разрабатывать дополнительную целевую аудиторию. Для этого используют сервис доставки и различные акции, увеличивают время работы офисов и магазинов. 

Стоит помнить о честности и ценности компании. В кризисное время больше видна забота о посетителе, обществе, окружающей среде. Не проходят бесследно благотворительные акции, инициативы по поддержке слабо защищенных слоев населения. Именно социализированная организация имеет больше шансов на лояльность и успех даже при ошибках и сбоях. 

Инструменты

Для выявления полезных инструментов следует понять, откуда появляются изменения:

  • низкая информированность потребителей, поставщиков и более широкого круга лиц, что приводит к некорректным и несвоевременным решениям;
  • опасность потерять клиента ввиду роста цен, потери доверия, изменения пожеланий и потребностей;
  • недостаточная скорость или глубина адаптации в сложное время. 

Эти и другие проблемы характерны для большинства секторов экономики. 

В борьбе за успех и прибыль помогают проверенные временем инструменты, на которые стоит сделать упор в первую очередь. На их основе можно разрабатывать что-то свое:

  • маркетинговое исследование – анализ позиций, достоинств и недостатков компании, выявление внутренних и внешних рисков;
  • цифровизация маркетинговой и хозяйственной деятельности – переход на количественные показатели помогает с анализом происходящего, открывает путь к оптимизации ресурсов, каналов сбыта и привлечения посетителей;
  • продвижение в социальных сетях – цифровые каналы обмена информацией способствуют увеличению посещаемости и продаж, росту лояльных клиентов;
  • рекламная кампания – применение удобных средств размещения текстовой и графической информации об услугах и продуктах (от контекстной рекламы до «вирусного» маркетинга, но без «черного» PR);
  • усиление коммуникации с потребителем – комплекс способов от опросов и неофициального взаимодействия (помощь в зале, консультации по телефону) до активного общения в соцсетях;
  • поддержка «старой» клиентуры, создание у нее интереса к новому взаимодействию – бонусные предложения, программы лояльности, сервисные и другие скидки, получение обратной связи;
  • переформатирование ценовой политики, комплексная работа с поставщиками и подрядчиками, рациональное и взвешенное снижение себестоимости (без негативного влияния на качество продукции и сервиса);
  • диверсификация сервиса и глубокая адаптация старого ассортимента к новым условиям (но без ребрендинга) – поиск новых горизонтов сбыта и роста, привлечение дополнительной аудитории, занятие нетипичной ниши;
  • анализ взаимодействия с конкурентами, изучение их поведения – инновации, инвестиции, целевая аудитория, ассортимент и особенности услуг, конфликтные ситуации и т.д. 
  • перманентный рост узнаваемости – применение бесплатных каналов, порталов, баз данных для рекламы и продвижения. 

Каждый из них является спасительным кругом в любой период развития дела. Их общее достоинство состоит в низкой нагрузке на бюджет. 

Когда применяется кризисный маркетинг

Использовать кризисные стратегии и инструменты придется в непростое время – когда падает спрос, заметно растут цены, потребителю становится интересным другое направление, появляются более сильные конкуренты. Это – экономический кризис, который чреват нарастанием проблем. 

Чтобы выживать в подобных ситуациях, компании и предприниматели обязаны проанализировать свои возможности, изыскать резервы и по минимуму расходовать бюджет. Это особенно важно для бизнеса небольшого, начинающего, с низкой рентабельностью или с высокой закредитованностью. 

Нужна ли быстрая реакция

Главное условие маркетинговой политики – не быстрая реакция или острота ума конкретного исполнителя, а предварительно разработанный антикризисный план. 

В него включают все имеющиеся и перспективные ресурсы, которые получится поставить на пользу делу: удачные продукты и услуги, оптимизация добавочной стоимости, трудовые резервы, гибкость в организации и т.д. 

На везение по месту полагаются только недальновидные руководители. Выживать в любой ситуации получается, если есть опыт подобной работы или собственный специалист по кризисному маркетингу. 

Ценность такого работника – в умении выстроить подходящую маркетинговую политику, которая будет опираться на особенности бизнеса и условий рынка. Он решает следующие задачи:

  • оценить положение дел, увидеть угрозы и понять их причины;
  • определить варианты действий для предупреждения негативных ситуаций;
  • повлиять на производство, сбыт, логистику, персонал;
  • проанализировать успехи, увидеть новые вызовы и найти решения.

Для собственника это значит устойчивость и перспективы. 

Итоги и рекомендации

Экономические, технологические и другие проблемы способны сделать бизнес нерентабельным, быстро лишить его позиций на рынке. Грамотно использовать время и силы себе на пользу поможет кризисный маркетинг.

Чтобы уметь контролировать неприятные ситуации, придется учиться. Это требуется человеку не только чтобы выживать, но и для качественного роста. А так как времени всегда не хватает, тратить годы на высшее образование уже не очень удобно (хоть этот вариант и остается основным для ценного специалиста). 

Начать работать в антикризисном направлении получится после профильных курсов. Оптимальный вариант – использовать занятия с Digital Skills Academy: 

  • детально проработанные программы с узкой специализацией;
  • полноценный охват профессии силами маркетологов с опытом;
  • полный доступ ко всем материалам курса и практика в реальных условиях;
  • все инструменты онлайн-образования для достижения цели;
  • предложения по трудоустройству у клиентов уже на этапе обучения. 

Digital Skills Academy – источник успеха в будущем на долгие времена.