Маркетологи должны знать не только эффективные стратегии продвижения, но и владеть основами психологии, чтобы лучше понимать целевую аудиторию и правильно подбирать инструменты для воздействия. И один из таких методов в маркетинге, который влияет на потенциальных клиентов, – это использование различных цветов для брендов.
Вы должны были заметить, что у крупных компаний свои корпоративные цвета. Можно решить, что выбор был случайным. Но на самом деле над палитрой поработали маркетологи, а возможно, и психологи. Исследования подтверждают, что оттенки оказывают свое влияние на поведение человека. Например, синий успокаивает, красный привлекает внимание и настораживает, желтый поднимает настроение. И если хотите добавить в маркетинговые стратегии больше красок, вам нужно изучить цветовую схему и ее восприятие на человека. Об этом мы и расскажем в статье.
Что это такое
Цвета в маркетинге – это стратегический инструмент продвижения бренда. Если логотип компании, корпоративная одежда, дизайн офисов, упаковка, официальный сайт выдержаны в одних тонах, клиенты начинают узнавать бренд даже без рекламы. К примеру, если вы увидите черно-желтые полоски, то сразу поймете, что это известный оператор сотовой связи «Билайн». Над логотипом трудилась профессиональная команда маркетологов из Великобритании. Компания сделала успешный ребрендинг, поменяв привычные голубые оттенки на яркие черно-желтые полосы, и тем самым повысила свою узнаваемость.
Маркетологам важно понимать, что гамма сама по себе не раскрутит бренд. Это лишь один из инструментов комплексного подхода к продвижению. Но при выборе корпоративных тонов требуется знать, какие оттенки вызывают положительные и отрицательные эмоции и подсознательно формируют у целевой аудитории представление о продукте.
Согласно опросам, 85% покупателей считает, что цвет стал основным фактором, повлиявшим на решение выбрать один товар вместо другого, 95% потребителей покупают новые продукты, основываясь на их внешнем виде. Это показывает, насколько важно для маркетологов правильно выбирать цвета, чтобы они привлекали ЦА.
Психология цвета и восприятие
Хотя может показаться маркетинговым трюком, но психология цвета в маркетинге – это не новое направление, а наука о том, как оттенки влияют на поведение и эмоции человека. Египетская, греческая, римская древние цивилизации изучали влияние различных тонов на поведение. Знаменитый психолог Карл Юнг интересовался применением красок в психотерапии. Но именно маркетинг сделал цветовую психологию популярной.
В брендинге психология цвета фокусируется на решении трех вопросов:
- Как гамма влияет на отношение клиентов к бренду?
- Какое сообщение о продуктах посылают оттенки?
- Как выбранные тона для бренда повлияют на решение о покупке?
Необходимо учитывать и сочетания. Основной цвет должен передавать главную идею бренда, а усиливать его восприятие будут дополнительные оттенки. Например, сочетание черного и золотого создает ощущение роскоши. Если скомбинировать черный и красный, бренду можно добавить динамичности и немного даже агрессивности. А комбинация черного с белым смягчает контраст, придает дизайну чистоту.
Однако исследования показывают, что на цветовосприятие влияет пол, возраст, национальность. И прежде чем делать брендбук, маркетологам следует внимательно изучить ЦА, чтобы сформировать образ идеального клиента.
Например, мужчины отдают предпочтение холодным тонам – темно-зеленому, синему, коричневому. Женщины лучше различают отдельные оттенки и часто обращают внимание на сложные цветовые комбинации. Среди женщин популярны мягкие пастельные тона – лавандовый, бирюзовый, мятный, пудровый. Красный и черный действуют одинаково сильно на представителей обоего пола, так как ассоциируются с силой и уверенностью. Но у женщин эти тона могут вызвать тревогу, у мужчин они связаны с авторитетностью.
Возраст также влияет на цветовые предпочтения. Дети и подростки выбирают яркие насыщенные тона светлой гаммы, так как они вызывают радость и привлекают внимание. В маркетинге товаров для детей и молодежи часто используются оранжевый, красный, изумрудный, ярко-желтый, чтобы создать ощущение энергии, игры, позитива. Взрослая аудитория чаще выбирает сдержанные оттенки, которые ассоциируются с надежностью, стабильностью. Белый и нейтральные тона ассоциируются с порядком, что делает их популярными среди возрастных групп, ценящих комфорт.
Важно учитывать и культурные различия. К примеру, в западных культурах белый связывают с чистотой, аккуратностью, невинностью, в то время как в Азии он символизирует траур. А в Бразилии оттенком печали считается фиолетовый, тогда как в Европе он ассоциируется с роскошью. Для международных брендов необходимо помнить о культурном и религиозном подтексте, чтобы правильно адаптировать палитру под ЦА.
Выбор цветовой палитры для бренда
Готовы узнать секреты выбора цветов для бренда? Давайте рассмотрим, как оттенки могут влиять на настроение потребителей, привлекают их внимание, создают ощущение радости и умиротворения, а какие тона вызывают неприязнь и даже отталкивают.
Желтый
Солнечный свет не может не вызывать улыбку. Как и первые лучи летнего солнца, желтый дарит надежду, вызывает чувство радости, предвестье хороших событий. Когда покупатели видят жизнерадостный желтый, они больше настроены на покупку. Вспомните желтые ценники на распродажах. Маркетологи выбрали их не случайно.
Красный
Смелый, немного дерзкий красный часто ассоциируется со страстью, любовью и даже опасностью. Использование красного означает, что действовать нужно без раздумий, как например, дернуть стоп-кран. Согласно статистике, покупатели чаще делают спонтанные покупки продукции красного цвета. Если хотите, чтобы что-то невозможно было проигнорировать, добавьте немного красного. Но будьте осторожны! Переизбыток может вызвать негативную реакцию.
Оранжевый
Энергию красного и позитив желтого сочетает оранжевый. Это цвет оптимизма, активности, дружелюбия. В маркетинге он часто используется для привлечения внимания и создания теплых, позитивных эмоций. Его любят молодые, динамичные бренды, ориентированные на детей, подростков, молодежь. Оранжевый мотивирует к действию, но не давит, а придает ощущение доступности и веселья. Он выделяется на фоне других цветов и его часто можно увидеть на кнопках призыва к действию. Оранжевый сам за себя говорит: «Нажмите сюда» или «Попробуйте это».
Синий
Успокаивающий, вызывающей ощущение надежности, безмятежности, безопасности, синий цвет в маркетинге используется для брендов, которые стремятся завоевать доверие аудитории. Светлые оттенки добавляют в логотипы страховых или медицинских компаний, более темные тона задействуют соцсети и мессенджеры. Также оттенки синего используются в логотипах банков и IT-компаний.
Зеленый
Ни у кого не вызывает сомнений, что зеленый ассоциируется с природой, растениями, свежестью, органикой. Это любимый цвет брендов, предлагающих экологичные или фермерские продукты. Но зеленый в маркетинге выходит за пределы экологии. Это еще цвет денег, успеха, надежности, доверия, стабильности. Зеленый часто присутствует в логотипе банков, технологических компаний, брендов, которые хотят продемонстрировать, насколько надежная у них продукция.
Белый
Цвет или его отсутствие? Пока не утихают споры, что же на самом деле означает белый, он становится одним из самых мощных маркетинговых инструментов. Белый выглядит торжественно и повышает статус. Заверните продукт в белую упаковку, и покупатели сразу поймут, что перед ними качественная вещь. А еще белый отлично сочетается со всеми тонами и не перегружает цветовое восприятие.
Черный
Мощь и роскошь гармонично сочетаются в насыщенно глубоком черном. Ведущие мировые бренды используют черный, чтобы показать премиальность продуктов. Черный создает запоминающийся фирменный стиль, нацеленный на молодую аудиторию. Даже отдельные штрихи черного повышают статус бренда. Но использовать его нужно дозировано. Иначе брендбук будет выглядеть слишком мрачно, как траурная колонка.
Серый
Это золотая середина между черным и белым. Серый не такой яркий, он не бросается в глаза и не привлекает излишнего внимания. Чаще оттенки серого используют для сегмента В2В. А серебристый, чтобы подчеркнуть статус. Адвокаты, консультанты, психологи выбирают серые или серебристые тона для визиток, чтобы сделать дизайн более строгим и показать экспертность.
Фиолетовый
Этот цвет традиционно ассоциируется с мистикой, загадочностью, роскошью. Фиолетовый раньше использовали королевские династии, а сегодня он помогает брендам выглядеть необычно. В маркетинге фиолетовый часто выбирают компании, ориентированные на фэшн-индустрию, инновационные продукты или нишевые премиальные товары.
Примеры успешного использования цветов
Многие известные бренды мы узнаем по цвету. Успешные компании не используют случайные сочетания. Над этим трудится штат маркетологов. Правильно выбранная гамма работает на подсознательном уровне и мягко формирует представление клиентов о бренде.
Какие бренды легко узнать по цвету:
- Coca-Cola – красный: энергия, страсть, динамичность, движение.
- Сбер – зеленый: доверительное отношение, гармония, стабильность, финансовая безопасность.
- ВКонтакте – синий: коммуникация, дружелюбие, спокойствие, уверенность, доверие.
- Apple – белый: минимализм, чистота, инновации, технологичность.
- Starbucks – зеленый: свежесть, натуральность, экология, спокойствие.
- Tiffany – фирменный бирюзовый оттенок, ставший символом роскоши.
- Nike – черный: мощь, стиль, сила, авторитет в сочетании с белым: чистота, простота.
- Nickelodeon – пятно ярко-оранжевой краски: креативность, смелость, позитив, незрелость.
Компании используют корпоративные цвета не только в логотипе, но и во всей визуальной айдентике. В выбранных тонах оформляют рекламные материалы, маркировку, фирменные знаки, упаковку, стенды для презентаций, униформу. Только так получится сформировать у клиентов лояльность к бренду.
Инструменты для работы с цветами
Интернет-маркетологам и графическим дизайнерам не приходится вручную подбирать палитру, просматривать гамму, искать сочетания. Специальные сервисы выполняют техническую часть работы, а специалистам остается творческий процесс и введение параметров.
Популярные инструменты для создания цветовых схем, подбора и анализа сочетаний:
- Adobe Color – сервис создает схемы на основе цветового круга, извлекает палитры из изображений;
- Coolors – генератор палитр с возможностью быстрой настройки и экспорта;
- Paletton – инструмент для цветовых сочетаний по различным схемам (монохромные, триадные и пр.);
- Color Hunt – коллекция трендовых оттенков;
- Canva Color Palette Generator – извлекает доминирующие краски из загруженных изображений;
- BrandColors – база фирменных тонов известных брендов;
- Colormind – генерация цветов с использованием искусственного интеллекта;
- Contrast Checker – проверяет соответствие цветовых сочетаний стандартам доступности (WCAG);
- Material Palette – подбор сочетаний по принципам Material Design от Google;
- HTML Color Codes – ресурс для преобразования цветовых кодов в разные форматы.
Инструменты предоставляют технические возможности, но не заменяют работу маркетолога. Специалист должен проанализировать ЦА, чтобы выяснить, какая палитра у клиентов находит отклик, и учесть психологию цветовосприятия, в зависимости от поставленной задачи. Важно выбирать такие оттенки, которые будут эффективны на разных носителях: в digital-рекламе, на упаковке, вывеске. Именно маркетолог задает направление, а инструменты лишь помогают реализовать идею.
Полезные советы
Работа с различными тонами в маркетинге требует понимания, как цвета влияют на восприятие, эмоции поведение потребителей. Даже небольшое изменение тона на более яркий или пастельный может повлиять на конверсию и узнаваемость.
Использовать цветовую схему максимально эффективно помогут рекомендации:
- Тестируйте цветовые сочетания в реальных условиях, чтобы понять, как влияет цветопередача в разных форматах.
- Учитывайте цветовые ассоциации в B2B и B2C – в профессиональной среде преобладают сдержанные глубокие тона, для потребителей гамма может быть более яркой.
- Следите за цветовыми трендами, но не теряйте идентичность бренда.
- В сложных продуктах или услугах применяйте несколько оттенков для выделения категорий, тарифов, уровней сервиса.
- Не перегружайте палитру – слишком много цветов может вызывать раздражение.
Цветовая психология – достаточно трудная тема. И в рамках одной статьи не получится рассказать обо всех нюансах, о которых необходимо знать маркетологу. Получить более глубокое понимание влияния цвета на брендинг помогут онлайн-курсы основ цифрового маркетинга Digital Skills Academy. Программы разработаны с учетом актуальных тенденций рынка, занятия проводят эксперты с опытом в маркетинге. Помимо теоретических занятий, студенты проходят много практики. Знания подтверждаются сертификатом, повышающим ценность резюме.