Практически у каждого бизнеса бывает пик продаж в определенные сезоны. И для этого необязательно предлагать сезонные продукты. Например, посещение клиентов в салоны красоты и студии ногтевого дизайна возрастает перед Новым годом или 8 марта, а спрос на депиляцию повышается в сезон летних отпусков. 

Умение использовать изменение в поведении потребителей в своих интересах – важный навык маркетолога. Специалисты применяют сезонные маркетинговые стратегии, чтобы расширить охват аудитории и привлечь больше клиентов в пиковые периоды. Правильно организованная рекламная кампания в нужное время увеличивает общую прибыль компании и повышает узнаваемость бренда. В статье мы раскроем концепцию сезонного маркетинга, расскажем о плюсах, приведем примеры и предложим идеи для его применения.

Что это такое

Сезонный маркетинг – это стратегии, направленные на привлечение клиентов в пик увеличения их заинтересованности к продуктам компании. Не стоит ждать, что спрос на вашу продукцию автоматически возрастет в сезон, поскольку помимо вас, схожим бизнесом занимаются и другие компании. К примеру, если вы завезете в магазин елки перед Новым годом, вероятность, что они все будут распроданы, возрастет при условии, что об этом узнает как можно больше людей, которые живут поблизости. 

Период увеличения продаж может происходить как в глобальные праздники или в определенное время года, так и во время локальных событий, которые влияют на активность потребителей. Например, когда в вашем городе проходит масштабное мероприятие, возрастает спрос на атрибутику и сувениры, передвижные точки с фаст-фудом, напитками. В это время в соседних районах спрос на подобную продукцию не повышается.

Примеры поводов для проведения сезонного маркетинга:

  • Новый год и Рождество;
  • календарные сезоны;
  • выпускные;
  • начало учебного года;

черная пятница;

  • праздники и национальные дни, такие как Пасха, 8 марта, 9 мая и пр.;
  • спортивные события (Олимпийские игры, чемпионаты мира).

В первую очередь важно знать свой сезон. Если компания продает купальники, перед Новым годом спрос на них точно не повысится, сколько бы ни было вложено денег в рекламную кампанию. Время продаж наступит ближе к лету. А бренды, выпускающие школьную одежду, канцелярию, учебные пособия, должны «ловить» свой сезон перед учебным годом. Но нужно не только знать свой сезон, но и умело пользоваться предоставляемыми возможностями. Маркетологу важно заранее определить события для продвижения и адаптировать стратегии. 

Кроме того, следует учитывать особенности локального рынка, так как культурные различия могут сильно влиять на увеличения продаж. Например, в то время как в США возрастает спрос перед Хэллоуином на тематическую атрибутику, в России пользователи могут быть настроены негативно к неблизким к нашей культуре традициям. И тематическая рекламная кампания в это время может оказаться провальной.  

Зачем это нужно

Сезонный маркетинг не только увеличивает продажи в определенное время года, но и повышает лояльность клиентов. К примеру, если в магазин в конце года завезли много атрибутов, без которых не обходятся новогодние праздники, добавили варианты готовых подарков с праздничной упаковкой, создали предновогоднюю атмосферу, то покупатели и в будущем будут часто заходить в то место, где полностью удовлетворили их запросы.

При разработке сезонных рекламных предложений маркетологи могут распланировать бюджет так, чтобы максимальные вложения были выделены на нужный сезон. В результате инвестиции в рекламу окажутся максимально рентабельными. 

Секретные стратегии сезонного маркетинга от опытных маркетологов:

  1. Сформируйте электронную базу клиентов заранее.
  2. С помощью инфлюенсеров создайте шумиху в соцсетях перед началом кампании.
  3. Продвигайте сезонные предложения, чтобы клиентам было легче найти нужные продукты.
  4. Повысьте спрос с помощью таймера, отсчитывающего время до окончания акции.
  5. Рассылайте постоянным клиентам рекламные предложения по электронной почте.
  6. Предоставьте подписчикам ранний доступ к новому продукту или сезонной распродаже.
  7. Напоминайте посетителям сайта о предложениях с помощью sticky bars.
  8. Создавайте отдельные страницы с сезонными товарами.
  9. Предложите компании выпустить коллекцию продуктов к сезону ограниченным тиражом.
  10. Добавляйте сезонный дизайн с анимацией в оформление сайта или мобильного приложения. 

Маркетинговый план с учетом сезонов важно планировать на год вперед, чтобы не упустить этапы подготовки к рекламным кампаниям. План должен ориентироваться на данные и анализ эффективности прошлых лет, включать в себя бюджет, распределение обязанностей между членами команды и отслеживание KPI. Но в то же время план должен быть гибким, чтобы иметь возможность вносить изменения с учетом меняющегося рынка.

Окончание высокого сезона не означает, что работа маркетолога на этом этапе считается полностью выполненной. В идеале должна быть собрана база данных новых клиентов и добавлена информация о потенциальных покупателях. Таком образом, можно направить рекламу на целевую аудиторию с учетом поправок и повысить эффективность маркетинга в межсезонье.

Преимущества 

Грамотно организованный сезонный маркетинг повышает продажи и продвигает бизнес. Тематические кампании, акции, сезонные скидки, добавление в дизайн праздничных атрибутов, контент, вдохновленный приближающимися праздниками, рассылка клиентам персональных предложений, помогают брендам повысить репутацию и стать более запоминающимися для потребителей. 

Плюсы сезонного маркетинга:

  • увеличение продаж в периоды повышенного спроса;
  • привлечение новой аудитории через тематические акции;
  • укрепление связи с существующими клиентами;
  • адаптация бренда к актуальным потребностям рынка;
  • возможность опередить конкурентов.

Кроме того, сезонный маркетинг предоставляет возможность маркетологам проявить креативность и творческие способности, чтобы помочь бренду стать более заметным. Это может быть креативная упаковка, выпущенная лимитированной серией, временный дизайн сайта или мобильного приложения, оригинальный контент, привлекающий аудиторию, запоминающиеся слоганы, которые становятся вирусными. Например, когда мы слышим «праздник к нам приходит», то вспоминаем не только о приближающемся Рождестве, но и о рекламируемом напитке.

Примеры 

Конкретные примеры покажут, как маркетинговые кампании в высокий сезон влияют на увеличение продаж и развитие бизнеса в разных сферах:

  • Розничная торговля – запуск акций на товары для школьников в августе перед началом учебного года, например, создание набора по сниженной цене на рюкзак, наполненный канцелярией и школьными принадлежностями.
  • Индустрия гостеприимства – продвижение зимних туров на горнолыжные курорты с пакетом услуг, куда входит проживание, питание и аренда снаряжения. 
  • Сфера услуг – салон красоты при условии ранней записи может предоставлять скидки на укладку и макияж весь декабрь в пору новогодних корпоративов. 
  • Служба доставки – акции на бесплатную доставку букетов для женщин 8 марта, заказанных на определенную сумму.
  • Фитнес-центры – скидки на годовые абонементы в конце года, проведение «Дня открытых дверей» с бесплатными тренировками для привлечения новых клиентов.
  • Кафе и рестораны – организация масленичных гуляний с конкурсами, призами, бесплатными блинами и горячими напитками, что увеличивает узнаваемость заведения общепита, создает эмоциональную связь с гостями, привлекает новых клиентов через сарафанное радио, освещение мероприятия в прессе и публикации в соцсетях.

Как видно из примеров, учитывать сезон при разработке маркетинговых стратегий важно не только сезонному бизнесу. Правильный подход помогает адаптироваться к изменению спроса, чтобы максимально использовать возможности, связанные с сезонностью. Применение оригинальных идей и тематического контента выделяет бизнес среди конкурентов и привлекает внимание более широкой аудитории.  

Итоги 

С распространением интернет-маркетинга сезонные рекламные кампании оказались незаслуженно забытыми. И это одно из самых больших упущений маркетинга, поскольку без таких акций утрачивается эмоциональная связь с клиентами. Специалист по маркетингу, грамотно использующий в работе сезонные маркетинговые стратегии, – ценный актив каждой компании, которая рассчитывает выделиться в конкурентной среде, повысить видимость бренда и успешно развиваться дальше.